Previous Entry Поделиться Next Entry
Комментарий к статье, который я обещал.
hereticous
dr_galeno
«Потому что волчица говорит своим волчатам: «Кусайте как я» и этого достаточно, и зайчиха учит зайчат: «Удирайте как я», и этого тоже достаточно, но человек-то учит детеныша: «Думай, как я», а это уже преступление...»
А. и Б. Стругацкие, «Гадкие лебеди»

tl;dr
You possible reaction to this

Недавно я наткнулся во френдленте на перепост перепоста одной статьи про НРИ (D&D и иже с ними), но так увяз в комментариях, на которые у меня тогда времени не было, что пришлось пообещать написать собственный пост с комментарием по этой статье. Так что я нашёл время, посидел-подумал, почитал комментарии на форуме, поспрашивал друзей и других людей, разбирающихся в теме и, вот, here we are.

Итак. Первая ошибка, которую я сделал, когда стал читать эту статью... это стал читать эту статью. Виноват, повёлся на анос френда: "Читать всем друзьяшам". Потому что, на самом деле, мне не нужно читать статью: "Как сделать, чтобы тебя водили". Я интересный игрок. Серьёзно. Если вы когда-нибудь услышите историю о том, как какой-то там рога проник в секретное, сверхохраняемое хранилище гильдии магов при помощи отмычек, хорошего замка и куска мыла, и чуть было не вынес оттуда самый главный артефакт (который был немал по размерам и норовил взорваться), знайте - я управлял этим персонажем. Вообще, эта статья напоминает мне статью с названием "Как сделать так, чтобы вас любили [девушки]?". Я таких статей лет с четырнадцати не читаю. Нет необходимости. И что-то, по-моему, никому из моих друзей тоже нет необходимости. Кстати, если вы посмотрите, то многие советы и правда применимы к девушкам/молодым людям. Но так же сомнительно.

Так что вдвойне странно было видеть это с фразой: "Читать всем друзьяшам", когда первый же абзац говорит, что, скорее всего, вы "Банальные, унылые, предсказуемые обормоты , которые совершенно не вызывают желание их водить". Ух, не завидую, если все друзьяша такие. В общем, когнитивный диссонанс анонса и начала статьи стал причиной, что я большей частью проигнорировал собственно название. И это моя вторая ошибка.

"Как сделать так чтоб тебя водили или Пять Простых Советов Игроку"

С этой точки зрения статья, вероятно, весьма неплоха. И даже если некоторые утверждения являются спорными... Но, вам ведь нечего уже нечего терять, если читаете такие статьи, верно? Только не забывайте, пожалуйста, что эта статья была написана конкретным человеком, для конкретного "типа" игроков, которые играют с конкретным "типом" мастеров (в разборе, вы увидите свидетельства к этому тезису). Поэтому не ждите, что эти советы сработают со всеми (впрочем, как и руководство по пикапу, помните аналогию, да?).

В конце комментария я в шутку дам свои советы, но пока я хотел бы проанализировать статью с той точки зрения, с которой я анализировал в её первый раз, потому что именно так я втянулся в комментарии, что привели в итоге к написанию этого "опуса". И с этой точки зрения название звучит примерно так: "Как сделать так, чтобы вас водили чаще и с большим удовольствием". Разница небольшая, но она есть.

Вещи, которые мне не нравятся в статье:
1. Абсолютность постановки советов ("делайте так") или абсолютность восприятия их при условности их использования ("делайте так, если..."). Я буду помечать её в дальнейшем разборе.
2. Негативное отношение к читателю. Прошу прощения, но оставляю на вас, найти все эти обвинения в унылости, тупости и прочих ужасных вещах, которые проявляются постоянно. It cannot be helped. Возможно, у автора было больше опыта с плохими игроками, чем он хотел бы. От меня про женскую половину человечества, например, тоже можно услышать разное. У всех свои проблемы. Даже не знаю, относить ли к этому пункту отсутствие проверки статьи спелчекером... У меня, вот, тоже много опечаток по невнимательности бывает в больших текстах.

Итак, по пунктам.

Совет первый.

ДЕЛАЙ ИНТЕРЕСНО.

"When I'm sad, I stop being sad and be awesome instead"
B. Stinson

Совет неплох. И Барни согласен. Но у Барни была куча клёвых костюмов, деньги на них, много красивых женщин и отличные друзья. Так что ему было просто так говорить. Для нас же автор даёт пояснение.

И пояснение части а) неплохое. Только не стоит чересчур заморачиваться. Некоторым людям противопоказано _постоянно_ о чём-то думать. Так можно и до психического расстройства довести себя, правда. Но задуматься о том, как концепт персонажа, как отыгрыш и прочее будет воспринято другими - неплохая идея в общем-то. Только не увлекайтесь. Никто не любит излишнюю жертвенность. Особенно показную. И не забывайте получать удовольствие. Все мастера разные. Некоторым больше по душе водить игрока, получающего искреннее удовольствие, но со средненьким персонажем, чем игрока, который как на работу приходит и делает "интересно" (вещь 1). Плюс, иногда для партии лучше сделать _оптимально_, а не _интересно_. Если у вас все такие интересные, но с дерьмовой раскидкой... забей на всё - сделай оптимизированного персонажа и дай партии шанс на выживание в нормальном энкаунтере. Не знаю, возвысит ли это тебя в глазах мастера, но партии точно будет лучше. Если не уходить в крайности.

А вот пункт б) довольно спорный. Есть разные игроки и есть разные мастера. Между ними возникают разные типы взаимодействия. Процитирую одну свою знакомую. Кажется, лучше не сказать:

"Иногда вождение превращается в такой поток, где вы с мастером взаимно подстраиваетесь и буквально досказываете друг друга. Получается такая общая картина, ты понимаешь, что хотел сказать автор и действиями персонажа усиливаешь эффект. Или наоборот мастер четко понимает во что тебе хотелось бы поиграть и выстраивает ситуации.
И в таком потоке упражняться в удивлении друг друга - очень неуместно".


Некоторые мастера просто любят (вещь 1), когда играют в их игру. И попытка их "удивить" будет воспринята как "ломание агенды" (см. ниже) или просто неприятная вещь. Некоторым нравится предсказуемость и банальность. Да что там, некоторые выходят замуж за таких, называя их "спокойными" и "стабильными".
И да. Хамить крутому НПЦ и правда не надо. Скучно, уныло и плохо заканчивается. Недавно я уже готов был завалить (ну, или жёстко поставить на место) одного персонажа (а у меня был выбор?), потому что игрок думал, что наезжать на Архангела в расцвете его деятельности на Цитадели - это умно, но мы сгладили ситуацию.


Совет второй.

ВЗАИМОДЕЙСТВУЙ С ИГРОКАМИ.

Банально. Я вообще плохо представляю, как играть, не взаимодействуя с игроками. Впрочем, если вспоминать изначальную цель статьи...
Опять же (вещь 1) - не увлекайся. Иногда _надо_ делать "ну, я ему всё рассказываю", потому что у вас реально нет времени. И иногда никому нафиг не надо сидеть и слушать, как вы там вдвоём отыгрываете.

Совет третий.

НЕ ХНЫЧЬ.

Вот тут, я, пожалуй, просто соглашусь. Не хнычь, не сдавайся. Но если тебе не нравится постоянно играть в превозмогание - поговори с мастером. Возможно, он не осознает, что он просто плохо отбалансил приключение. Лучше поговорить и всё выяснить, чем всей партией страдать от очередного унижения от очередного огра. И да. Некоторые проблемы - это проблемы. Не думай, что поднять их будет проявлением слабости. Но надо не хныкать, а разбираться с ними.

Совет четвёртый.

ИДИ НА ПОВОДУ.

Вообще большой соблазн с ним согласиться. Это же так круто, когда всё выходит, так, как нам хочется! Кто этого не любит? Но к делу.
Как сказал другой мой товарищ (возможно, один из лучших мастеров, что я знаю): "Лучше бы этот совет переименовать в "Учись читать мастерские маркеры". Вот это да. Тогда с этим советом всё будет замечательно. Читай мастерские маркеры и... Делай с ними то, что считаешь нужным. Хочешь - следуй им безропотно. Хочешь - в туалете по стенам развешивай. Просто, понимай последствия. Есть мастера (вещь 1), которые любят рельсы. Им без них никак. Есть те, что готовы их поменять немножко. Есть те, кто только намечают маршрут. Есть те, кто импровизируют. Некоторые ждут инициативы и импровизации от игроков. Творчества! Некоторые настолько ленивы (и при этом, допустим, нереально творчески одарены), что у них просто нет "рельс". Знаешь, как таких мастеров задалбливает ожидание игроков, что их поведут за нос куда-то? Вообще меня раздражает, даже если мастер не я, когда игрок начинает целенаправленно искать, куда его ведёт мастер. Но это моё мнение! Просто учти, что оно может быть не единственное в мире.

Большинство НРИ дают возможность игроку сделать ЧТО УГОДНО [что может быть выражено словами]. ЧТО УГОДНО, КАРЛ! Это же так много. Зачем сводить всю игру _только лишь_ к мастерской задумке? НРИ - не компьютерная РПГ, где кроме "рельс" и правда ничего не остаётся.

А вот ещё аргумент. Помните вещь 1? Иногда приключение в НРИ может строиться не от сюжета, а от мира. Мастер придумал (или взял очень близкий ему мир) и хочет посмотреть, как этот мир будет жить. И для этого ему нужны вы. Как вы, живые и настоящие будете взаимодействовать с огромным сложным миром? Вот вопрос. Вот ли не интересная задача? Конечно, хороший мастер поставить триггеры, придумает микросюжеты и даже запустит макросюжет, может быть. Но первое, что он захочет - чтобы вы просто жили в этом мире. И будет не очень хорошо, если вы придёте с установкой "ИДИ НА ПОВОДУ" (Sic!).

Пятый совет.

БУДЬ УДОБЕН.

Это... тяжёлый случай, я даже не знаю, с чего начать.
Быть удобным... Помогает. Можно ещё с мастером переспать. Не знаю, не пробовал, но к желанию тебя водить должно добавить, да.
Всё полезное в совете можно заключить в фразу "Не будь придурком". Действительно стоит мыться, стирать одежду, много не материться, прочитать рулбук разок-другой... Но об этом, правда, надо говорить?) Мне не хватает опыта, чтобы понять ответ на этот вопрос самому. Если об этом надо говорить, то всё это - очень полезные слова.

Кроме второй половины этого совета.
Иногда из-за правил надо спорить. Например, когда понимаешь, что неправильное понимание мастером системы приведёт к TPK, вайпу и прочим прекрасным вещам. Но только, если уверен, что надо.

Как говорил кто-то из ребят на форуме: "Во время игры у игрока и мастера создаётся определённая картина. И если она рассинхронизировалась, тут уж ничего не поделать - надо стопорить игру". Чаще всего, и правда стоит удержаться и обсудить всё после сессии или во время перерыва. Самому достать рулбук, всё проверить. Но иногда... Иногда стоит пожертвовать моментом ради того, что называется _последствия_. Я понимаю, что это странный совет для взрослого, учитывать последствия, но именно это и важно здесь. Какие последствия будут, если ты промолчишь? Какие последствия будут, если ты выскажешься?

Ну, и в целом. Если тебя и правда никто не водит, ну... тогда просто "будь удобен". Что уж остаётся. Но, если ситуация не такая плохая... не всегда стоит "ложиться под мастера". Не все, опять-таки, это любят. Кто-то может ждать от игроков уточнений по правилам (ну, не обязан же мастер наизусть их все помнить или воспроизводить без единой ошибки). А кому-то может быть просто неинтересно водить без взаимодействия или даже лёгкого (я сказал "лёгкого") противодействия, больше в сторону содействия, конечно.

Шестой совет a.k.a "Пигмеича совет"(Sic!)

НЕ ЛОМАЙ АГЕНДУ.

Наверное, моя третья ошибка, в том, что я не сразу понял, что автор имел в виду, под словом "агенда". Ведь что такое агенда для меня? Это agenda. Повестка дня, список дел, ряд вопросов для решения. В английском это самый частый перевод для этого слова. И в рамках мастерения для меня это всегда был вполне конкретный список энкаунтеров, набор монстров, нпц, сюжетных ходов и прочих вещей, которые можно записать в органайзер. То, что имеет в виду автор, скорее, является источником для выбора агенды. То есть сверхзадача модуля, его цель, его атмосфера, его стиль, его жанр (ух ты сколько слов, вместо модного "агенда"). Но, может, я неправ. Может НРИшники научат меня ещё как правильно использовать слово "агенда". Хотя, просто РИшники до сих пор ужасают меня своим использованием слова "гештальт".

В общем, стиль, атмосфера, сверхзадача, жанр - это всё очень важно. От них можно иногда отвлечься, например, играли вы в боевик, а тут вдруг всё стало очень криповым хоррором, но ломать их точно не надо. Не надо превращать хоррор в боевик (хорроры вообще очень сложно вести), просто потому что захотелось повзрывать или потому что это самое "лёгкое " решение.

Ну, а остальное... ну заготовил мастер кучу стаффа, ну и что? Если партия вдруг решила, что правильным делом будет сначала провести расследование, а потом идти к главному злодею... Мастеру придётся убрать карты убежища главного злодея, монстров, что он заготовил... и достать тайлы родной деревни злодея и готовиться к опросу жителей. Не стоит делать подобных вещей "назло", но если так интереснее, если так более фаново, если так оптимальнее... то почему нет?

Но, опять-таки, если тебя никто не водит - заткни ротик и спокойно иди по агенде мастера. Остаётся надеяться, что тебя не выгонят за кислую мину (ты ведь не игрок в покер, верно?).


Ладно, вроде всё. Мораль - все люди разные, смотрите шире, бла-бла-бла.

И "пять" моих советов;)
Do not take this too seriously

0. А вообще оно тебе надо? Может ты просто увлёкся "модой"? Может ты просто хочешь потусить? А может ты сам хочешь поводить? Чувак, разберись в себе для начала. Хоть немножко. И если окажется, что это нердовское увлечение не твоё - сохранишь кучу времени и нервов.
1. Будь опрятен. Правда. Принимай душ, пользуйся дезодорантом. Стирай шмотки. Не знаю, зачем я это пишу, просто... иногда встречаются кадры. Вдруг ты сам из таких?
2. Заработай деньжат. Не верь, что деньги ничего не решают. Все любят халяву и почти все любят людей с деньгами. Скидывайся на пиццу, купи хороший набор фигурок для всех. Купи себе свои рулбуки, карандаши, ручки, принтер, дайсы. Приноси иногда вкусняшку ("неучтёнку", как мы называем это в походах) для всех. Удивительно как меняется отношение людей к тебе, когда у тебя есть деньги. А ещё это поможет пункту 1. Только не выставляй на показ и не кичись этим.
3. Постарайся быть социальным и/или полезным. Зажатый нерд? Выучи рулбуки, выучи чаршиты - свои и других игроков. Никто не против "живой энциклопедии" на модуле, как правило. Только зря не кичись и встревай только вовремя. И не подавляй мастера своим знанием(!). Не можешь в большие объёмы скучной информации? Пересмотри всех "Геймерсов", перечитай несколько днд-комиксов, тайно послушай комеди-клаб. Все любят хороший юмор. Он же поможет и в отыгрыше (хоть и не всегда).
4.Не бойся давать волю фантазии. Если кто упрекнёт тебя в этом - просто напомни ему, о чём вообще НРИ и как это начиналось.
5. Помни, зачем ты здесь. За фаном? Так ищи тех, с кем просто и легко. За переживаниями? За новым видом искусства? Тот, кто занимается любимым делом - тот добьётся успеха. И если ты знаешь, что тебе нравится в НРИ, то рано или поздно ты найдёшь подходящую компанию - и никаких дурацких "Пяти шагов к успеху" не надо.
Метки:

?

Log in